СТАТЬИ ПО ТЕМАМ:

Аллергология
Венерология
Гастроэнтерология
Гинекология
Дерматология
Диетология
Кардиология
Косметология
Маммология
Мануальная терапия
Неврология
Онкология
Офтальмология
Оториноларингология
Педиатрия
Психология
Пульмонология
Ревматология
Сексопатология
Стоматология
Терапия
Травматизм
Урология
Фармакология
Хирургия
Флебология
Эндокринология
Эндоскопия
Слухопротезирование
 
Болезни
Обзоры
Тесты
Здоровый образ жизни
Новости
Новости сайта

КАТАЛОГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЗАНИ

КРАСОТА КРАСОТА
Товары для красоты, Косметологические салоны, Солярии, Медицинские центры
ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЬЕ
Нетрадиционная медицина, Оптики, Аптеки, Страхование, Лечебный отдых, Мануальная терапия
МЕДИЦИНА МЕДИЦИНА
Медицинские центры, БольницыТравмпункты, 
МоргиСтоматологии
Женские консультации,
Диагностические центры
 СПОРТ
Тренажерные залы, Фитнес-центры, Йога, Бани и сауны, Спортинвентарь, Бассейны и аквапарки
 ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Школы раннего развития, Детские магазины, Детские больницы, Детские сады, Частные детские сады, Детские стоматологии
 СФЕРА В2В
Производители, Обучение, Медпресса и литература, Сервисное обслуживание

 
ГлавнаяБлогиКабинет психологаПсихологи о карме

Психологи о карме

Автор
Опубликовано: 3571 день назад (24 августа 2013)
0
Голосов: 0
Недавно пришлось столкнуться с вопросом о взаимосвязи психологии и учения о карме. Тема оказалась интересная, но очень неоднозначная и запутанная. Сегодня хочу поделиться с Вами своими размышлениями на этот счет.

Психология, как достаточно молодая наука (как научная дисциплина стала оформляться в конце 19 века), конечно же, изначально опиралась на философские и религиозные учения.

Давайте разберемся, что же есть общего и различного во взглядах психологии и учении о карме на природу человека.

Итак, понятие «карма» с санскрита переводится как — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. ка́рман — «дело, действие, труд». Это одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, причинно-следственный вселенский закон, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все индийские религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма. В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования.

Но сегодня же проблема заключается в том, что понятие карма далеко от того, изначально вкладываемого в него, смысла. Оно стало часто использоваться и в эзотерике, и в оккультных практиках, и в быту, людьми религиозными и атеистами, при этом каждый понимает под ним что-то свое или вовсе его не понимает.

Именно из-за этих искажений и приобретения какого-то мистического и магического оттенка, у многих это слово вызывает недоверие или, в лучшем случае, скепсис.

Итак, если подходить к понятию «карма» именно в его изначальном смысле (т.е. с точки зрения причинно-следственных связей между поступками человека и их влиянием на его дальнейшую жизнь), то да, психология и психотерапия разделяет некоторые позиции учения о карме. И гештальт-терапия тем более не стала исключением, т.к. в начале своего появления она интегрировала в себя и идеи восточной философии.

В терапии сложно бывает избежать темы морально-нравственной. Никто, конечно, не будет давать оценку поступкам клиента или наставлять его на путь истинный, но сам клиент так или иначе ищет свой путь в процессе терапии. И темы принятия на себя ответственности за свою жизнь и за себя самого, свободы воли, развития и достижения зрелости будут часто обсуждаться. Еще учение о карме говорит о том, что в жизни нет случайностей, и психологи тоже с этим согласятся, т.к. человек сам создает свою реальность и отвечает перед собой за каждое свое действие и за его последствия.

Но есть и значительные отличия. Например, в психологии мы не используем понятие о реинкарнации (прошлых и будущих жизнях), все, что мы можем – это работать только с существующей ситуацией. В учении о карме же признается влияние прошлых воплощений на сегодняшнюю жизнь человека. В терапии невозможно рассуждать о таких вещах, потому что мы знаем только об этой настоящей жизни и можем повлиять лишь на сегодняшнюю ситуацию и видеть результаты этого влияния. А то, о чем говорим, но чего мы не имеем возможности наблюдать, будет рассматриваться как проекция, что является защитным механизмом – прерыванием контакта, т.е. уходом от решения проблемы.

Так стоит ли сочетать эти два подхода?

Моя личная точка зрения на сегодняшний момент все-таки, нет, не стоит. На это есть свои причины.

1. Учение о карме пришло из восточной философии, психология и психотерапия – явления скорее западные, и различия в наших картинах мира и системах ценностей довольно существенны.

2. Неоднозначность, неопределенность этой причинно-следственной кармической связи. Мне не понятно, за какое действие какая будет расплата.

3. Кроме того, необходимо разбираться в обоих предметах (психологии/психотерапии и карме) на одинаково высоком уровне. И сделать это, как и найти подобных «профи», достаточно сложно.

4. На мой взгляд, смешение психологии и эзотерики – дело неблагодарное, т.к. у человека (клиента) может возникнуть ощущение разорванности, потери целостности: «Так на каком уровне решать проблемы: на "тонком", кармическом? или все же на психологическом? или на всех сразу?? и как их решать?»

5. Кроме того, зная наш русский характер, предполагаю с 99% вероятностью, что у клиента возникнет желание списать все на непреодолимые препятствия в виде кармических долгов, грехов и ошибок, и как обычно сдаться, не прикладывая самому никаких усилий для изменения себя и своей жизненной ситуации, отказаться даже от реальных возможностей. А реальная возможность есть – это измениться самому.

А «за» может быть то, что, возможно, стоит заниматься своим душевным здоровьем и исправлением жизни на разных уровнях: и на психологическом, и на духовном, все-таки человек – существо целостное.

Яна БУЛЫГИНА,
психолог, гештальт-терапевт
(Кабинет психологической помощи «Точка опоры»)